Говорите с детьми ритмическим языком!
Однажды после прогулки, когда дети раздевались в приёмной и было, как всегда, шумно, я, ещё не отдавая себе отчёта в том, что делаю, стала ритмично произносить то, что первое мне пришло в голову:
0-чень шум-но, Да-да-да! За-бо-ле-ла Го-ло-ва!
Неожиданно, уже на второй строчке воцарилась полная тишина, дети смотрели на меня с удивительным интересом и ждали, что же будет дальше.
И тогда я очень тихо попросила разговаривать вполголоса., чтобы у нас у всех не разболелась голова. Этот случай навёл меня на мысли об использовании ритмического текста для привлечения внимания детей. Очевидно, что этот способ намного эффективней простых призывов и чтения моралей.
В народной культуре закреплена именно эта форма – ритмичное слово, наполненное воспитательными или организующими моментами. Например, предислови к игре в молчанку:
Чок, чок – Зубы на крючок. Кто слово скажет. Тому щелчок.
Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, колыбельные – всё это звучит ритмично, создаёт настрой, соответствующий содержанию – когда умиротворяющий, когда подзадоривающий – но именно соответствующий ситуации, гармоничный. Даже когда поговорка выполняет функцию запрета, то сам ритм, сама освящённость вековой традицией, позволяют воспринимать это легче и без личных обид:
Губа толще – брюхо тоньше.
Сказано: "Будьте как дети". А дети предпочитают язык ритмический, рифмованный, поэтичный. Они часто говорят на этом языке, особенно между собой, реже со взрослыми, потому что мы навязываем им прозу – и по форме, и по содержанию. Ведь стихи надо повторять, вслушиваться в них, смаковать, ребёнок будет вертеть и переделывать фразу, пока не наиграется с ней вволю, взрослые же всегда второпях, их не интересует процесс, только результат – будь то построение на зарядку или "развитие личности".
Однажды мы играли с детьми в подвижную игру "Солнце". На самом деле это была игра северных народов и называлась она на их языке "хейро", но чтобы было понятно, я сменила название и добавила слова, сопровождающие движение по кругу:
Солнце, Солнце, Ра-ра-ра, Выходи-ка Со двора!
Играли мы с удовольствием и наибольшее впечатление на детей произвёл повторяющийся слог "ра".
И это не случайно, ведь "Ра" – древнее имя Солнца. Слог очень энергетичен и входит в состав многих приятных для нас слов – радость, праздник, ура, трава, красота и т.д. И настолько он нам понравился, что уже играя в "гуси-гуси" один мальчик переделал текст следующим образом:
– Гуси-гуси! – Ра-ра-ра! – Есть хотите? – Да-да-да! – Так летите же домой! – Серый Ра-ра под горой. Не пускает нас домой.
Дети быстро подхватили новый текст. И на меня "Серый Ра-ра" тоже произвёл большое впечатление.
Во-первых, это было что-то таинственное, загадочное.
А во-вторых, я просто радовалась детскому творчеству, его чистоте и звонкости. Доставьте детям и себе такую радость – говорите с ними ритмичным языком.
С.Данилова (воспитатель детского сада №76), г. Курган.
И тогда я очень тихо попросила разговаривать вполголоса., чтобы у нас у всех не разболелась голова. Этот случай навёл меня на мысли об использовании ритмического текста для привлечения внимания детей. Очевидно, что этот способ намного эффективней простых призывов и чтения моралей.
В народной культуре закреплена именно эта форма – ритмичное слово, наполненное воспитательными или организующими моментами. Например, предислови к игре в молчанку:
Чок, чок – Зубы на крючок. Кто слово скажет. Тому щелчок.
Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, колыбельные – всё это звучит ритмично, создаёт настрой, соответствующий содержанию – когда умиротворяющий, когда подзадоривающий – но именно соответствующий ситуации, гармоничный. Даже когда поговорка выполняет функцию запрета, то сам ритм, сама освящённость вековой традицией, позволяют воспринимать это легче и без личных обид:
Губа толще – брюхо тоньше.
Сказано: "Будьте как дети". А дети предпочитают язык ритмический, рифмованный, поэтичный. Они часто говорят на этом языке, особенно между собой, реже со взрослыми, потому что мы навязываем им прозу – и по форме, и по содержанию. Ведь стихи надо повторять, вслушиваться в них, смаковать, ребёнок будет вертеть и переделывать фразу, пока не наиграется с ней вволю, взрослые же всегда второпях, их не интересует процесс, только результат – будь то построение на зарядку или "развитие личности".
Однажды мы играли с детьми в подвижную игру "Солнце". На самом деле это была игра северных народов и называлась она на их языке "хейро", но чтобы было понятно, я сменила название и добавила слова, сопровождающие движение по кругу:
Солнце, Солнце, Ра-ра-ра, Выходи-ка Со двора!
Играли мы с удовольствием и наибольшее впечатление на детей произвёл повторяющийся слог "ра".
И это не случайно, ведь "Ра" – древнее имя Солнца. Слог очень энергетичен и входит в состав многих приятных для нас слов – радость, праздник, ура, трава, красота и т.д. И настолько он нам понравился, что уже играя в "гуси-гуси" один мальчик переделал текст следующим образом:
– Гуси-гуси! – Ра-ра-ра! – Есть хотите? – Да-да-да! – Так летите же домой! – Серый Ра-ра под горой. Не пускает нас домой.
Дети быстро подхватили новый текст. И на меня "Серый Ра-ра" тоже произвёл большое впечатление.
Во-первых, это было что-то таинственное, загадочное.
А во-вторых, я просто радовалась детскому творчеству, его чистоте и звонкости. Доставьте детям и себе такую радость – говорите с ними ритмичным языком.
С.Данилова (воспитатель детского сада №76), г. Курган.
Комментариев нет:
Отправить комментарий