понедельник, 3 марта 2014 г.

Дачи: вчера, сегодня, завтра


dacha

Каждую весну в начале мая города пустеют. Все поголовно - пролетариат и интеллигенция, матери бандитов и тещи госчиновников, учителя и музыканты, пенсионеры и дети дошкольного возраста - добровольно или по принуждению сажают картошку. Потом окучивают, поливают, пропалывают, охраняют от вредных насекомых и не менее вредных бомжей - одним словом, лелеют.

...История дачного движения в Российской Империи берет свое начало в 1862 году. Отмена крепостного права и бурное развитие капитализма сорвали с разоренных родовых гнезд тысячи мелкопоместных дворян. Они переселялись в город, поступали на службу, делали карьеру. Но в душе оставались сельскими жителями. Их тянуло к размеренной деревенской жизни - пусть и в арендованном домике или флигелечке недалеко от города. Вчерашние помещики и становились первыми дачниками. Кстати, можно предположить, что само слово "дачник" происходит от слова "сдать".
Что за чудная жизнь была у тех первых дачников! Свежий воздух, семейные чаепития под сенью развесистой ивы, прогулки при луне, легкий флирт. Лепота... (Окончилась в 1917 году.)

Первый дачный сезон в СССР открылся весной 1930 года решением Экономической комиссии Совнаркома "О рабочей дачно-сельскохозяйственной кооперации". Наряду с городской интеллигенцией дачниками теперь становятся - пусть и ненадолго - и бывшие крестьяне, именем революции занесенные в город. И если первые на дачах читают Чехова, загорают и ходят на рыбалку - словом, отдыхают (см. х/ф "Утомленные солнцем"), то другие разбивают первые грядки. И советское правительство, справедливо усмотрев в их действиях чуждый социализму частнособственнический элемент, облагает лжедачников непомерным налогом.

Уже к середине 30-х годов дачи постепенно становятся привилегией лишь узкого круга партийной, военной и творческой номенклатуры. Загородный комфортабельный отдых советская власть впервые начинает использовать в качестве награды или поощрения за лояльность. Так продолжалось до 1961 года, когда специальным распоряжением Совмина СССР номенклатурные (государственные) дачи были выделены в отдельную категорию. Образно говоря, зерна были отделены от плевел (или агнцы от козлищ?). Теперь горожан, возделывающих землю на своем дачном участке, называют садоводами-дачниками. Ими стали новые горожане, "жертвы" послевоенной индустриализации.

Таким образом, дачи разделили на государственные (для элиты) и садово-огороднические товарищества, или кооперативы. Первые получить простому советскому человеку было заведомо невозможно, а кооперативы оказались, как и все, в дефиците. Поэтому дачи не превратились в массовое явление, и на счастливых обладателей земельных участков смотрели с завистью. Дача наравне с ученой степенью, автомобилем, импортной дубленкой резко повышала социальный статус человека и стала одним из символов советского благополучия. Наверное, поэтому многие, имея прекрасную возможность отдохнуть и поковыряться в грядках в деревне у родственников, все равно любыми путями стремились обзавестись собственным дачным участком. На нем огурчики, помидорчики выращивали скорее из спортивного интереса или тщеславия ("Закусывайте, огурчики только с грядки!"). Так было во времена застоя.

Когда закуска стала дороже водки, все поняли, что колхозы не в состоянии прокормить советский народ. Партия и правительство бросили клич, которого новая общность ждала уже несколько голодных перестроечных лет. В 1990 году ЦК дало "добро". И прорвало... Уже к весне 1991 поголовье новых дачников в СССР достигло 13 млн. человек, включая членов семей (на треть больше, чем за целое доперестроечное десятилетие).

Продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий