среда, 29 февраля 2012 г.

Экопоселения России 3


 
Окончание начало здесь-http://soolarboy.blogspot.com/2012/02/2_28.html

Родовое Поместье рассматривается как самовосстанавливающаяся экосистема: житель поместья имеет «возможность достроить дом, воспользовавшись природными материалами со своего поместья – деревьями, соломой, глиной и т.д. Энергию для утепления домов и приготовления пищи он опять-таки может получить в поместье путём переработки биомассы в биогазовых установках или более примитивным путём – сжиганием биомассы. Кроме того, житель поместья может использовать энергию солнца, ветра, установив в нем соответствующее оборудование. И, наконец, владелец родового поместья может обеспечить себя и свою семью пищей». Реализуя эти идеалы, многие создатели Родовых Поместий стремятся огородить участок живой изгородью из деревьев, высадить на своих участках лес и садовые деревья, установить солнечные батареи или ветряк, выращивать овощи и съедобные растения, изучать и применять принципы пермакультуры (следуя книгам Зеппа Хольцера, Масанобу Фукуоку и другим), выкопать небольшой водоём, строить постройки с использованием местных материалов (в частности, глины) и т. п. Хотя поместий, реализовавших всю эту совокупность мер в полном объёме, видимо, не существует, но реализация хотя бы небольшой части этой «программы» и соответствующие планы на будущее (не всегда реализующиеся, что даёт критикам поселений повод говорить о поселенцах как о наивных мечтателях) встречаются в среде поселенцев очень часто. В большинстве поселений, помимо поместий, создаётся публичное пространства для встреч и праздников, часто строится или покупается «общий дом» (или «гостевой дом» / «дом творчества»), при планировании поселенцы стараются сохранять существующие рощи и водоёмы (некоторые поселенцы строят дома среди деревьев с минимальной вырубкой).
Сегодня в поселениях сравнительно немного людей и семей, обеспечивающих себя своими продуктами, несмотря на то, что многие экспериментируют с органическим земледелием, практиками по «общению» с растениями (удерживание семян во рту перед посадкой, эмоциональное отношение к растениям и другие принципы и практики, изложенные в книгах В.Мегре), экологичными технологиями пермакультуры, «этичными» (наиболее приближенными к дикой природе) и традиционными формами пчеловодства и животноводства (в первую очередь, ради молока, яиц, шерсти, транспорта, охраны поместий, а не для убоя и потребления мяса, потому как убийство и поедание мяса не приветствуется в сообществе поселенцев, хотя вегетарианство часто не является обязательным правилом). Хотя отдельные умельцы реализуют плоды, саженцы, травы и мёд, это всё ещё редкие случаи успеха, большинство же бывших горожан только осваивают новые способы жизни. Часто жители поместий зарабатывают в городах или работают удалённо через компьютер;  развитые поселения часто занимаются платным приёмом гостей, проведением обучающих семинаров, детских лагерей и других мероприятий. В поселениях есть и состоятельные люди, и такие, кто просто сдаёт свои квартиры или живёт на накопленные ранее средства, и такие, кто, не имея денег, старается ограничить свои потребности до минимума. Многие хотят построить свой дом своими руками или при помощи соседей, иногда всё поселение собирается вместе для возведения нового дома.
Воспитание нового поколения — одна из основных целей новых поселенцев. В «концепции создания экопоселений в России» сказано: «Настало время, когда миру не нужны образованные рабы. Надо получать такое образование, которое сделает людей свободными». Предпочтение в педагогических идеалах поселенцев отдаётся не школьным предметам, а богатству культурной среды, развитию и саморазвитию личности. Прообразом школы будущего, в соответствии с книгами В.Мегре, «Концепция» называет школу академика М.П.Щетинина в селе Текос на Кубани, образование в которой характеризуется как активное со стороны детей, демократическое, коллективное, всестороннее (с обилием творческих, физических, трудовых занятий), с уважением к выбору ребёнка и использованием метода «погружения». Однако интернатный тип школы Щетинина несовместим с жизнью вместе со своими детьми в Родовом Поместье, и «Концепция» предлагает родителям активно участвовать в обучении и жизни новой школы, в передаче имеющегося опыта и знаний детям поселения. Сами дети освоив по методу Щетинина определённые знания, могут преподавать их друг другу, и, независимо от возраста, становиться учителями и преподавателями в новой школе.
Но пока что в большинстве поселений собственная школа ещё только проектируется или начинает свою историю. Часть детей поселенцев находится на домашнем обучении, другая часть посещает общеобразовательные школы или детские сады, находящиеся в соседних населённых пунктах: хотя система образования часто критикуется в сообществе, легче обучить ребёнка в плохой школе, чем в идеальной, но ещё не созданной. Меньшая часть детей получает особое альтернативное образование (например, отправляется на обучение в ту самую школу Щетинина) или не получает школьного образования вовсе (что часто вызывает критику и подчас чревато конфликтами с органами опеки и попечительства). Нередко сами поселенцы устраиваются на работу в сельские школы по соседству и сами преподают своим детям. Жители поместий рассказывают и о случаях, когда родители старались оградить детей от плодов технократической цивилизации вообще, воспитывая их среди природы в отсутствии игрушек, при минимуме искусственных вещей, но такие радикальные практики не получают распространения. В отличие от постоянно действующей школы, кружки, занятия, встречи, праздники и мероприятия распространены так или иначе во всех действующих поселениях. Проходят литературные вечера, занятия искусствами, ремёслами и рукоделием, занятия по йоге, боевым искусствам, контактной импровизации, кинопросмотры, танцы, хоровое пение и многое другое. Часто регулярные или разовые мероприятия и занятия организуются отдельными энтузиастами, приглашающими желающих к себе в поместье или в аналог «дома творчества». Также проводятся праздники («День Земли» 23 июля, праздники солнечного цикла, встречи нового года и другие) с музыкой, танцами, театральными выступлениями, хороводами, обычаями и обрядами.
Жители поместий ценят добрососедские отношения и общаются друг с другом, иногда проходят собрания по определённым вопросам, куда собираются интересующиеся или всё поселение. Собрания в форме «кругов» ведутся постоянным или меняющимся ведущим, каждый на них имеет право высказать своё мнение.
Многие поселенцы разделяют общие представления New Age о здоровье и медицине, в соответствии с которыми болезни — воплощающиеся на «материальном плане» следствия процессов, происходящих на более «тонких», духовных «планах бытия», и особая важность в поддержании здоровья человека придаётся его сознанию, помыслам, а также «энергиям», взаимодействиям с видимым и невидимым силами, людьми, животными и растениями. Современная медицина описывается в «Концепции» как слишком технологичная и, следственно, дорогая; заставляющая людей терять своё здоровье в ходе зарабатывания денег, необходимых на медицинское оборудование и лекарства; рассматривается как бизнес, а не путь к здоровью населения. Хотя многие поселенцы пользуются услугами современной медицины в виде лекарств и обращений к врачу в серьёзных случаях, очень распространены альтернативные способы заботиться о здоровье: разнообразные диеты (вегетарианские, сыроедческие, лечебные), внимание к качеству пищи (приоритет отдаётся органически выращенным продуктам без лишней обработки; плоды и растения, выращенные в собственном поместье, считаются целебными), закалки, бани, физическая подвижность, изучение, сбор и употребление разнообразных трав; «кармическая медицина», разнообразные народные и альтернативные методики, почерпнутые из различных источников, и т. д. Есть и свои целители, практикующие те или иные методики альтернативной медицины в рамках своего поселения. В некоторых поселениях употребление алкоголя и/или табака табуировано, в других считается личным делом каждого, но не приветствуется, особенно при детях. В Родовых Поместьях широко распространены домашние роды: самостоятельные или с помощью приглашённых акушерок, часто — из собственного поселения. Эта практика часто вызывает критику со стороны; но есть и издания, распространяющие о домашних родах положительные отзывы, передающие позитивный опыт, советы и рекомендации (например, популярный в сообществе поселенцев журнал «Домашний ребёнок»). Большое внимание уделяется внутреннему психическому состоянию роженицы, её состоянию сознания, её вере в положительный исход родов (в соответствии с общими идеями движения в духе «Новой Эры» о том, что мысли человека формируют и предопределяют действительные события). Современная система родовспоможения клеймится в сообществе за грубость, негармоничность и нефизиологичность, механистичность и отчуждённость, хотя и считается, что если роженица сама не ощущает готовность к домашним родам, то лучше обратиться к врачам и рожать в родильном доме. Часть жителей Родовых Поместий, следуя примеру Анастасии, описанному в книгах Мегре, купается нагишом в своём пруду индивидуально или всей семьёй, гуляет босяком и перекатывается в утренней росе, — подобные практики также служат частым объектом для критики и насмешек, особенно со стороны «сектоборцев».
новое сознание
По прошествии около 10 лет от создания первых анастасиевских поселений и Родовых Поместий, экопоселения не достигли той степени развития, которая описывается в книгах Владимира Мегре и в «Концепции создания экопоселений в России». Инфраструктура новых поселений развита недостаточно, не распространён опыт самообеспечения. Хотя многие поселения составляют 150 и более семей, меньшая часть из них остаётся в своих поместьях на зиму. Уезжающих на большую часть года основателей Родовых Поместий в среде поселенцев часто называют «дачниками», и это осознаётся как проблема. Влияние, которое, в соответствии с книгами Мегре и «Концепцией создания экопоселений в России», новые поселения способны оказывать на демографическую, экономическую, хозяйственную и социальную ситуацию на федеральном уровне, практически незаметно (хотя в Белгородской области принят закон «О родовых усадьбах» на официальном уровне). Бесспорно, новые поселения влияют на демографию, экономику и культуру локального масштаба, и появление развитых поселений заметно отражается на жизни ближних деревень и населённых пунктов.
С другой стороны, не удивительно, что попытка реализации идеала отличается от самого идеала. В движении поселений отсутствует единый координационный центр, инвестиционный фонд или другая структура, способная осуществлять планирование и влиять на реализацию проектов поселений. В силу этого, программные тексты движения можно считать скорее вдохновляющими (и, может быть, утопическими), чем проектными. Действительное планирование и развитие поселений полностью зависит от конкретных людей, семей и сообществ, основывающих новые поселения и проживающих в них. То, чем важны оказались образы, переданные книгами и концепциями — не чёткая программа, а рождение новой мечты, вдохновения, желания другой жизни, рождение нового сознания. Как мы видим, в России даже больше, чем на Западе, появление экопоселений связано с новыми духовными учениями и представлениями о мироздании в стиле «Новой Эры» (New Age). К этому можно относиться по-разному. Одни говорят о рождении на Земле даже не новой религии, а новой парадигмы; другие называют новые поселения сектантскими общинами или говорят, что аферисты прикрывают экологическими идеями свою жажду власти, земли и денег. Но несомненно, что коренное изменение образа жизни, освобождение из плена городской цивилизации, разрушающей планету, и переход к новому быту, основанному на экологических принципах, оказываются неразрывно связаны с изменением мышления и отношения человека к себе, к своей жизни, предназначению, к детям, к природе и обществу и, может быть, ко всему мирозданию, к Богу и космосу. Возможно, суть здесь не в отдельных учениях, отдельных гуру и движениях, а в наличии поиска этого иного отношения, нового мышления и сознания. На этом пути происходят открытия и ошибки, создаются и распадаются сообщества, накапливается самый разнообразный опыт и, возможно, в один день, когда уже невозможно будет нещадно эксплуатировать планету, человечество скажет спасибо этим сотням альтернативных и экологических поселений за опыт экологической жизни и выработку нового отношения к себе и природе.
из городов: движение продолжается
У движения экопоселений, помимо нового мировоззрения и духовности, есть и другие мотивы и источники. Многие пишут и говорят о том, что города и мегаполисы существующих масштабов не нужны человечеству, не говоря о планете. Нет нужды производить и потреблять такое огромное количество продукции, как нет необходимости в сверхцентрализации. Современные средства связи, коммуникации и транспорт делают скопление большого количества людей в одном месте совсем не обязательными. Уже есть примеры успешных организаций, «офис» которых уже находится на лоне природы, в деревянном или саманном доме, или вообще распределён, так что участники бизнеса связаны друг с другом, находясь в разных частях планеты. Человек, живущий в окружении полей и лесов в доме со своим колодцем, солнечной батареей и ноутбуком с GPRS легко выходит на связь со всей планетой, имеет доступ к всемирным базам данных и может свободно заниматься наукой, творчеством, коммерческой и общественной деятельностью. Интернет играет в развитии новых поселений далеко не последнюю роль.
Есть, разумеется, в этом движении и проекты, настроенные на экологичную жизнь на природе, которые можно назвать совершенно светскими, без всяких духовных учений. Например, во Владимирской области создан «Общий дом друзей на природе». Автор идеи Михаил Шестеро предлагает городским жителям покупать или строить общие дома, так что каждый может приехать в дом на любое время, сделав перерыв в работе, учёбе или в путешествиях. Общий дом в Васюнино (Владимирская область) открыт для новых людей «самых разных возрастов и способностей» при условии соблюдения простых правил: отказ от курения, алкоголя и наркотиков, готовность к экологичной жизни и здоровому минимализму, к жизни в компании с другими людьми и т.п. При этом нет никакой жёсткой регламентации, платы за пребывание, трудовых повинностей: жители дома могут ходить за грибами, бездельничать, выращивать огурцы, рисовать картины, программировать и заниматься другими делами. Дом оборудован солнечной батареей, позволяющей пользоваться лампочками, зарядить компьютер и телефон; есть подключение к интернету по gprs. Проведение электричества и газа и т.п. не планируется. Михаил рассматривает возможность создания в Васюнино нового экопоселения, произойти это может естественным образом: временные жители общего дома пожелают иметь такой же дом по соседству, купят соседний сруб в пустующей деревне, и, возможно, создадут в нём семью и заведут хозяйство. Помимо инициативы «Common House», Михаил собирает информацию об альтернативных жилищных сообществах и кохаузинге (cohousing): способе общежития в городской или сельской местности, когда приятные друг другу люди решают жить по соседству, создавая свои индивидуальные и общие пространства (детскую площадку, общую библиотеку, кинозал и т. п.).
Озабоченность экологическим состоянием планеты и желание уменьшить свой «экологический след»; возникновение экологического мышления, понимания взаимосвязи всего живого, технологий пермакультуры и органического земледелия; поиск новых ценностей, педагогики, нового единства человека с самим собой и другими, с детьми, с природой, Богом и космосом; развитие связи, коммуникаций, перепроизводство и исчезновение необходимости жить в больших городах — всё это создаёт объективные и субъективные причины движения людей из городов, создания альтернативных и экологических поселений. Сейчас на территории России и СНГ насчитываются уже сотни таких поселений, но движение продолжает своё развитие, и никто не знает, сколько их будет существовать через 10, 20 или 30 лет… Идеология, социальная организация, принципы и практики жизни различаются от поселения к поселению и, несмотря на сходства, каждое поселение имеет своё уникальное лицо, сообщество и атмосферу. Часть из существующих поселений занимаются социальными, экологическими и культурными проектами на уровне своих территорий или на более общих уровнях. Многие проекты готовы к сотрудничеству, к передаче накопленного опыта или нуждаются в помощи и поддержке. Уже сегодня можно посетить многие экологические и альтернативные поселения в каждом регионе России и СНГ и увидеть, как по-разному могут жить люди, ещё вчера жившие в городских квартирах. И, может так случиться, найти подходящее для себя место и сообщество или вдохновиться на создание собственного.
Использованы следующие ресурсы и материалы:
.Исследования экопоселенцев Большого Камня: Ивана и Антонины Кулясовых, Мирзагитовой Ляйсан. Полный список публикаций
.Статьи и работы о движении «Анастасия»: Кантеров, И.Я., 2008. — Утопия в духе «нью-эйдж» // НГ Религии от 02.07.2008; Мартинович, В.А., 2008. — Движение Анастасии. // Минские Епархиальные Ведомости 2008.

Комментариев нет:

Отправить комментарий