Дворянские усадьбы, лишь малая толика которых сохранилась до наших дней, сегодня воспринимаются как музейные объекты. На необозримых просторах России поместья в стиле русского классицизма теряются, как острова в океане. Подмосковные Астафьево и Архангельское, Кусково и Останкино в Москве, Ясная Поляна под Тулой, Карабиха под Ярославлем... Увы, к большинству усадеб время оказалось немилостиво: они исчезли в горниле революций и войн.
На рубеже XVIII-XIX веков сотни людей, прославивших Россию в политике, военном деле, коммерции, науке и искусстве, построили усадьбы, ставшие их родовыми гнездами. Со временем эти владения превратились в центры культуры и отчасти государственной власти на местах. Архитектурный облик каждой усадьбы являлся визитной карточкой хозяина. Он демонстрировал как место владельца в "табели о рангах", так и уровень его благосостояния и просвещенности. Практически все усадебные постройки конца XVIII - начала XIX столетий проектировались в стиле русского классицизма.
Классицизм, а позднее - ампир, был призван художественно оформить идею державной мощи Русского государства и сословия, сыгравшего основную роль в его создании, укреплении и процветании. Наилучшим образом эту задачу удалось решить в русской архитектуре и в искусстве декора. Характерно, что после революции классицизм, хотя и не сразу, был возрожден в формах "сталинского ампира". Равновесие, симметрия и красота, пусть и в утрированных формах, вновь вернулись в архитектуру: примерами тому могут служить правительственная дача в подмосковной Морозовке, ансамбль зданий послевоенного Севастополя.
История в очередной раз убеждает нас, что власть не может обойтись без искусства, творчески использующего классицистические принципы. Нынешняя элита России проявляет пристальное внимание к вечным формам античного наследия, и этому есть вполне логичное объяснение. Строительство современной усадьбы в стиле позднего классицизма свидетельствует об укреплении основ новой государственности, углубленном интересе представителей российского истеблишмента к культурным ценностям времен просвещенной монархии.
Гармония простоты, равновесия и симметрии
Наследие античности и отчасти Ренессанса, воспринятое с возможной точностью, для увлеченных классицизмом архитекторов и декораторов становится неисчерпаемым источником идей и вдохновения. Архитектурные формы и объемы, композиции и орнаменты выстраиваются в строгую систему, в основе которой лежат принципы рациональной простоты, равновесия и симметрии. Повышенное внимание уделяется архитектонике здания; подчеркиваются несущие части каждой конструкции и дома в целом. Логика, ясность, гармония выступают непременными спутниками прекрасного. Зодчие обращаются к прямым линиям, к простейшим криволинейным очертаниям, к лаконичным, легко воспринимаемым формам.
На рубеже XVIII-XIX веков сотни людей, прославивших Россию в политике, военном деле, коммерции, науке и искусстве, построили усадьбы, ставшие их родовыми гнездами. Со временем эти владения превратились в центры культуры и отчасти государственной власти на местах. Архитектурный облик каждой усадьбы являлся визитной карточкой хозяина. Он демонстрировал как место владельца в "табели о рангах", так и уровень его благосостояния и просвещенности. Практически все усадебные постройки конца XVIII - начала XIX столетий проектировались в стиле русского классицизма.
Классицизм, а позднее - ампир, был призван художественно оформить идею державной мощи Русского государства и сословия, сыгравшего основную роль в его создании, укреплении и процветании. Наилучшим образом эту задачу удалось решить в русской архитектуре и в искусстве декора. Характерно, что после революции классицизм, хотя и не сразу, был возрожден в формах "сталинского ампира". Равновесие, симметрия и красота, пусть и в утрированных формах, вновь вернулись в архитектуру: примерами тому могут служить правительственная дача в подмосковной Морозовке, ансамбль зданий послевоенного Севастополя.
История в очередной раз убеждает нас, что власть не может обойтись без искусства, творчески использующего классицистические принципы. Нынешняя элита России проявляет пристальное внимание к вечным формам античного наследия, и этому есть вполне логичное объяснение. Строительство современной усадьбы в стиле позднего классицизма свидетельствует об укреплении основ новой государственности, углубленном интересе представителей российского истеблишмента к культурным ценностям времен просвещенной монархии.
Гармония простоты, равновесия и симметрии
Наследие античности и отчасти Ренессанса, воспринятое с возможной точностью, для увлеченных классицизмом архитекторов и декораторов становится неисчерпаемым источником идей и вдохновения. Архитектурные формы и объемы, композиции и орнаменты выстраиваются в строгую систему, в основе которой лежат принципы рациональной простоты, равновесия и симметрии. Повышенное внимание уделяется архитектонике здания; подчеркиваются несущие части каждой конструкции и дома в целом. Логика, ясность, гармония выступают непременными спутниками прекрасного. Зодчие обращаются к прямым линиям, к простейшим криволинейным очертаниям, к лаконичным, легко воспринимаемым формам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий