пятница, 22 ноября 2013 г.

Из истории фотографии в России


Здание первой фабрики "Кодак". Конец XIX века.
На фасаде надпись:
"Вы нажимаете на кнопку - мы делаем все остальное"

В прошлом  среди фотолюбителей было немало фанатиков, но были и люди, для которых было все равно чем заниматься - лишь бы быть на виду и весело проводить время. Для таких основной формой "работы" было клубное общение.Любопытным в этом отношении выглядит устав "Собрания Фотографов-любителей в С.-Петербурге": "Собрание имеет целью объединить любителей фотографии на почве изучения светописи, как с научной так и с художественной стороны... и доставить своим членам и их семействам возможность проводить свободное время с удобством, приятностью и пользою." Для этого, как следует из устава, Собрание организует "павильон для снимков и опытов по фотографии", имеет свой магазин "предметов, относящихся к фотографии", проводит различные встречи, консультации и лекции. Но что особенно интересно в этом уставе: для развлечения членов Собрания, оно устраивает "балы, маскарады, танцевальные вечера, драматические представления и различные игры, как то: в карты, домино, шахматы, на бильярде и т. д."

Многие истинные фотографы-любители, естественно, скептически относились к подобным формам "работы". Особенно резко против смешения фотографии с банальным времяпрепровождением выступал на страницах своего издания редактор самого популярного в дореволюционной России фотографического журнала "Фотограф-любитель" Сергей Михайлович Прокудин-Горский.

И для этого у него были веские причины. Как показывала жизнь, в таких Собраниях все очень быстро сводилось к посещению буфета и азартным играм. В одной из статей газеты "Биржевые ведомости" за 1908 год читаем: "Чины полиции 1-го участка Адмиралтейской части во главе с приставом полковником А. П. Келлерманом в ночь на воскресенье обнаружили в клубе любителей-фотографов (Мойка, 61) крупную азартную игру и безпатентную торговлю водкой, пивом и винами... 

Полиция опечатала огромное количество разных питий и переписала игроков. Клуб будет закрыт".Но конечно же, это были лишь досадные исключения. Вернемся же собственно к фотографии. Следующим этапом, сделавшим фотографию еще более доступной, было внедрение американцем Джорджем Истменом роликовой пленки. Выпущенная им в продажу вначале на американском рынке, а затем и в Европе фотокамера "Кодак-А", работающая на пленке, произвела революцию в фотолюбительском движении. Девиз основанной им фирмы, звучал так: "Вы нажимаете на кнопку, мы делаем все остальное".

И действительно, купив в магазине простенький фотоаппарат, уже заряженный пленкой, вы могли сделать несколько дюжин снимков. Затем вы отправляли аппарат на фирму, где пленку вынимали, проявляли и печатали с нее фотографии. Затем в фотоаппарат вставляли новую пленку и по почте же отправляли его вам. Стоила эта операция всего несколько долларов.И насколько улучшилась техника со временем можно судить купив видеокамеры киев Маазин Фокстрот как раз и зарекомендовал себя как надежный и недорогой в плане покупки фото и видеопродукции.

.



Знаменитый французский фотограф Надар,
снятый Дж. Истменом
первой моделью "Кодака". Конец XIX века
На рубеже веков популярность новой технологии стала столь велика, что, например, в России выражение "щелкать Кодаком" стало более распространенным, нежели традиционное русское слово "снимать".Несколько отвлекаясь от основной темы, хочется заметить, что столь целенаправленная политика всемирно известной фирмы спустя сто лет привела к тому, что сегодня весь цивилизованный мир перешел на цветной негатив, и централизованная проявка, цветные фотоотпечатки, сделанные на принтере и удобные портативные фотокамеры-"мыльницы" стали символом любительской фотографии.

Начало двадцатого века - время повального увлечения фотографией во всем мире. Крупнейшие фирмы Европы и Америки выпускают огромное количество различных фотоаппаратов и сопутствующих товаров. Показателен в этом отношении каталог популярной в России фирмы "Ф. ИОХИМ и Ко" за 1908-1909 гг. Назывался он весьма солидно "Иллюстрированный прейскурант складов фотографических принадлежностей торгового дома Ф. Иохим и Ко." Фирма эта была основана в 1860 году и имела торговые представительства в С.-Петербурге на Невском, дом 3 и в Москве. 

Почти 700 (!!!) страниц издания были заполнены сведениями о всевозможных фотографических товарах, которые можно было заказать на складах фирмы. Чего там только не было! Бумага "Радиум-Колор" и "Альбумат", платиновая бумага "Платона" фирмы Ильфорд и американская "Велокс", "Бромо-гравюра" Лебедзинского и аргентотипная "САФ", новые пластинки Люмьера "Автохром" для цветной фотографии и "непревзойденные пластинки "Агфа" для черно-белой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий