среда, 29 октября 2014 г.

Архитектор и интерьер гостиной русской усадьбы

russkaja usadjba
Чистота стиля и чувство меры

   Нередко приходится испытывать разочарование, видя разительный контраст между экстерьером здания и его внутренним убранством. Однако в данном случае архитектор, всецело преданный культурному наследию классицизма, не совершил такой ошибки при проектировании интерьеров дома. Как справедливо заметил Л.Н. Толстой, в настоящем произведении искусства должно быть соблюдено чувство меры. Думается, здесь архитектору это чувство не изменило. Мэтры русского классицизма определенно одобрили бы его работу.

   Дом, как и положено, начинается с прихожей, представляющей собой украшенную арками и колоннами ротонду, увенчанную полусферой потолка. Зеркала и окна в арочных проемах визуально раздвигают пространство, создают иллюзию большего объема. Из прихожей через коридор можно пройти налево - в кабинет хозяина, направо - в кухню - или прямо, в великолепно декорированную и меблированную двухсветную гостиную.

   По замыслу архитектора центром всей усадьбы является именно гостиная. В ее интерьере выполненные с большим мастерством лепные украшения на потолках, карнизах и стенах, металлические ограждения антресолей с традиционными орнаментами, паркетные и мраморные полы, бронзовая позолоченная люстра, отделанный мрамором камин, английская мебель в стиле ампир, драпировки на окнах, полотна русских живописцев на стенах образуют сложное художественное единство. С антресолей второго света, на которые выходят спальня хозяина и детские комнаты, интерьер гостиной выглядит образцом искусства декора конца XVIII - начала XIX столетия.
gostinaja-russkoi-usadjby

   На одной оси с гостиной находятся столовая с выходом на веранду и коридор, ведущий в галерею. Эти помещения образуют классическую анфиладу. Если раскрыть двери, возникает великолепная перспектива интерьеров, приводящая на память обстановку старинных подмосковных усадеб, принадлежавших представителям русской знати. С убранством гостиной по красоте соперничает декор галереи. В эркерной ее части, за портиком, устроена небольшая музыкальная гостиная с роялем, окруженным комнатными растениями. Здесь можно слушать музыку, удобно устроившись в креслах и на мягких диванах, которые образуют три интерьерные группы. Окна галереи в зависимости от времени года и солнечного освещения могут быть полностью открыты или задрапированы белыми шелковыми шторами.

   Галерея ведет в бильярдную, которая занимает большую часть первого этажа флигеля. В этом помещении, а также в гостевых комнатах на втором этаже флигеля мастерами-краснодеревщиками выполнены многие художественные детали и элементы декора. Это сложные потолки, геометрически правильно разделенные на секции деревянными балками, резные карнизы, лестница, балюстрада которой представляет собой самостоятельное произведение декоративно-прикладного искусства, а также оригинальные настенные панели. С деревянным декором хорошо сочетаются яркие тканевые обои в комнатах второго этажа, классическая итальянская и английская мебель.

   "Я смоделировал в этом доме свое представление о минувшем, - говорит М. Тарапыгин. - Я знаю, что все было не совсем так... Но это такая игра, игра в воспоминание о навсегда ушедшем, но не отпускающем и вечно манящем прошлом". Явь русской усадьбы развеивает грезы. Прошлого не вернуть, как не остановить и время. Это понимает и архитектор. И тем не менее призывает всех, кто оценивает его творение, принять правила игры и отправиться вперед, в прошлое, зримый образ которого - перед ними.

П. Николаев,

Комментариев нет:

Отправить комментарий