вторник, 30 июля 2013 г.

Помнящий родство


Житель Липецка Борис Хромов задался целью составить генеалогическое древо своей семьи

Борис Хромов, уроженец маленькой деревеньки  Спасское–Чириково сельского поселения Ивовский сельсовет, живет от выходных до выходных. В будние дни он – горожанин, работает строителем на одном из предприятий Липецка. В пятницу вечером уезжает из города в родовое поместье, как называет он обычный деревенский дом, где родился и вырос. Здесь он восстанавливает жилье предков, и получает необъяснимую радость от панорамы деревенских просторов, от общения с немногочисленными земляками.
Кстати, в Спасском-Чириково осталось несколько дворов. Доживают свой век в деревушке трое пожилых жителей. В их числе родная тётя  89-летняя Анна Алексеевна Хромова (в девичестве Мыскова), да дачники летом отдыхают. Итого шесть душ народонаселения.
Назад в прошлое
Есть еще одно увлечение у Бориса Хромова. На протяжении последних пяти лет он изучает свою родословную. Этот процесс захватил его  с головой.  
- Можно даже найти своих предков, что называется до седьмого колена или выяснить генеалогическое древо всех людей, носящих вашу фамилию, - говорит Хромов. – Свою родословную я начал изучать с церковных записей, так называемых метрических книг.  Попутно узнал много интересного из истории нашей деревни, которая получила название от фамилии помещика Чирикова.
Бесфамильный дед
- Одним из крепостных крестьян помещика Чирикова был мой пра-пра-прадед Савва Иванович Хромых. Его я отыскал первым, - рассказывает Борис Хромов. - В церковной метрической книге записано, что он родился в 1792 году и натурально (то есть естественной смертью) умер 6 апреля 1866 года в возрасте 74 лет.
Борис Хромов также узнал, что вплоть до отмены крепостного права в 1861 году  у Саввы Ивановича, как и других крепостных помещика Чирикова не было фамилий. С фамилией Хромых пра-пра-прадед Бориса прожил всего пять лет. 
- Почему именно эта фамилия досталась моему прародителю, я не знаю, - говорит Борис Борисович. – Знаю только, что такая фамилия в то время была распространена в Пензенской, Тамбовской, Воронежской областях, а также в Мордовии, Сибири, на Урале и в соседнем Тербунском районе. 
Впрочем, бесфамильными были не все.  К примеру, в соседнем селе Каменная Лубна, откуда начинается род Хромова по материнской линии, фамилии носили все. Здесь крестьяне  считались государственными людьми, а в Чириково они были собственностью помещика.     
Рукописи не горят
 Запомнить все невозможно. Все факты Борис Хромов записывал с указанием источника и складывал в конверты, файлы и папки. Туда же позже отправились копии документов, фотографии и архивные справки.
В 1838 году, как выяснил Борис, у Саввы родился сын Петр, а у Петра Федор – прадед Бориса Хромова. Дед Хромова по отцовской линии Иван Федорович Хромых родился в 1903 году. Когда царский режим свергли, семью Хромых оставили в родной деревне на земле, которая прежде принадлежала помещику.
- Потом началась коллективизация, и мой дед сменил фамилию Хромых на фамилию Хромов, чтобы избежать раскулачивания, - рассказывает Борис.
В 1941 году Иван Федорович получил повестку на фронт. А в 1943 году погиб. Именносбор данных о родословной подтолкнул Бориса узнать и место захоронения деда-фронтовика.
- Сначала имя деда мне встретилось в Книге Памяти, куда внесены списки погибших и пропавших без вести уроженцев Липецкой области, - рассказывает Борис Хромов. – Потом я нашел извещение №218 о смерти моего деда, которое получила его жена Екатерина Николаевна Хромова. Документ не содержал практически никакой информации. Там было написано, что Иван Хромов, уроженец Воронежской области, Водопьяновского района, деревни Чириково, защищая социалистическую Родину, убит 25 июля 1943 года. Но в Книге Памяти было записано, что дед захоронен в 700 метрах в восточную сторону от деревни Алексеевка Орловской области. Мои поиски затруднили то, что в соседней области значилось девять населённых пунктов с таким названием.
Зная о том, что в начале войны  жители деревни Спасское призывались Задонским военкоматом, Борис Хромов обратился туда. В военкомате Задонска уточнили, что тело бойца Ивана Хромова покоится в братской могиле, расположенной в деревне Алексеевка Думиничевского района Калужской области. Из областного военкомата Калужской области внуку погибшего солдата пришло письмо с описанием места захоронения. «На пригорочке, между двух улиц, расположена могила неизвестного солдата. Братское захоронение было открыто в 1943 году на месте госпиталя для раненых красноармейцев». Далее указаны размеры захоронения. Сообщаются и такие подробности, что посреди могилы установлен железобетонный крест с заостренным верхом и закрепленной на нем пятиконечной звездой. По периметру могилы посажены четыре сосны и растет большая береза.
На могилах дедов
В августе 2011 Борис Хромов вместе с младшим братом Юрием и двоюродными братьями Виктором, Михаилом и Сергеем Хромовыми поехали в Калужскую область в поисках братского захоронения.
- Могилу мы нашли сразу. Постояли, помолчали. Дорогой каждой думал о своем, но все мы испытали гордость за нашего деда, - рассказывает Борис Хромов.
Осенью Хромовы повторили эту поездку, потому что на могиле родного отца захотел побывать его сын Сергей,дядя Бориса. От Липецка до Алексеевки примерно восемь часов езды. Доехали быстро. На этот раз родственники погибшего рядового привезли на могилу землицы из родной деревни Спасское-Чириково, возложили венки, цветы. «Вот теперь и умереть не стыдно», - сказал тогда Сергей Иванович. Год спустя сын Сергей Иванович Хромов, побывавший на могиле отца-фронтовика, умер.
- Мы были удивлены вниманием местных властей, - рассказывает Борис Хромов. – По распоряжению местного главы к братскому захоронению прокосили дорогу. А в первый раз наш приезд могила была не в лучшем виде. 
Параллельно Борис Хромов занимался поисками захоронения брата своего деда Петра Федоровича Хромова, 1916 года рождения, офицера, погибшего в 1943 году. Поиски увенчались успехом. Могилу нашли в поселке Яковлевка Белгородской области. Съездили и туда.
В этом году мужской клан Хромовых тем же дружным кортежем съездил на могилу деда по материнской линии в деревню Змейко Новгородской области. Уроженец села Каменная Лубна (в трех километрах от Спасского и ныне относится к Лебедянскому району) Григорий Иванович Воробьев умер от ран в 1942 году. В результате поисковой работы также выяснилось, что средний брат деда Бориса Хромова Семён, 1910 года рождения, в том же 1942 году пропал без вести. 
Ревизские сказки расскажут…
На фронт же из Чириково ушли 40 человек и почти все погибли.  Есть у Бориса Хромова заветная мечта поставить погибшим односельчанам памятник.  Чертежи и эскизы будущего монумента уже есть.
В 70-х-начале 80-х годов в Спасском-Чириково (в простонародье Знабиловке) было 20 дворов. Многодетная семья Хромовых, в которой воспитывалось девять детей, держали полный двор скотины, большой огород. Сохранился и фундамент дома прадеда, а перед ним амбар, где отец Бориса, тракторист-передовик колхоза «Знамя Ленина» Борис Хромов-старший хранил сено. А по вечерам у амбара собиралась  молодежь на матаню.
 Точку в исследовании родословной Борис Хромов не поставил. Он ждет, когда в Воронежском архиве отремонтируют Ревизские сказки. Именно туда вносились данные о переписи населения,  в них можно подчерпнуть сведения о предках до появления  метрических книг. Может быть,  из ревизских сказок  потомок рода Хромовых   узнает что-то о родителях и семье Саввы, а также предках по материнской линии.  
 - Как дерево с гнилой сердцевиной непрочно стоит на земле, также и род, утративший родовую память, родовое самосознание, близок к своему концу, - считает Борис Хромов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий