Исследователи экопоселений.В глубинке Вологодской области, среди таёжного леса, на живописном берегу реки Кубена расположена небольшая деревня. Если бы к старому деревянному дому подошёл случайный путник, то он или она увидели бы в нём большую русскую печь, заботливую хозяйку в валенках, бородатого хозяина в русской рубахе и трёх красавиц-дочерей, как в сказке. Удивительно было бы узнать в этих людях семью учёных, социологов из Петербурга, действующих сотрудников Центра Независимых Социологических Исследований, публикующих работы по лесному и водному кодексам, исследования народной культуры, общественных движений и экопоселений России и мира.
В 1992 году Иван и Антонина Кулясовы с дочерью Александрой переехали в деревню Шиликово, где бывала в детстве Тоня со своей бабушкой. В биографии Ивана и Тони можно увидеть частички мирового движения экопоселений: соприкосновение с культурой андеграунда во время жизни в одном из сквотов Петербурга, озабоченность экологическими проблемами современности, открытие для себя новой духовности — книг Сатпрема, Шри Ауробиндо и других авторов, которых сейчас причисляют к мировому движению «Новой Эры» (New Age), и, наконец, обращение к корням, вегетарианство, органическое земледелие и пермакультура (от англ. permaculture — permanent agriculture — «перманентное сельское хозяйство» — способ хозяйства и земледелия, где растения влияют на другие растения, монокультурам предпочитается многообразие, не используются искусственные удобрения и химикаты), аутентичные народные костюмы, песни и праздники. В 2005 году дом Кулясовых стал центром экопоселения «Большой Камень», принимая множество гостей, приезжающих сюда за знаниями, атмосферой и живым опытом экологичной жизни. Но ещё ранее были поездки в США и знакомство с западными экопоселениями, поездка в эконоосферное поселение «Тиберкуль» в Сибири, где проживает несколько тысяч человек, исследования российских экопоселений на Северо-Западном Кавказе и в Горном Алтае.
В 1992 году Иван и Антонина Кулясовы с дочерью Александрой переехали в деревню Шиликово, где бывала в детстве Тоня со своей бабушкой. В биографии Ивана и Тони можно увидеть частички мирового движения экопоселений: соприкосновение с культурой андеграунда во время жизни в одном из сквотов Петербурга, озабоченность экологическими проблемами современности, открытие для себя новой духовности — книг Сатпрема, Шри Ауробиндо и других авторов, которых сейчас причисляют к мировому движению «Новой Эры» (New Age), и, наконец, обращение к корням, вегетарианство, органическое земледелие и пермакультура (от англ. permaculture — permanent agriculture — «перманентное сельское хозяйство» — способ хозяйства и земледелия, где растения влияют на другие растения, монокультурам предпочитается многообразие, не используются искусственные удобрения и химикаты), аутентичные народные костюмы, песни и праздники. В 2005 году дом Кулясовых стал центром экопоселения «Большой Камень», принимая множество гостей, приезжающих сюда за знаниями, атмосферой и живым опытом экологичной жизни. Но ещё ранее были поездки в США и знакомство с западными экопоселениями, поездка в эконоосферное поселение «Тиберкуль» в Сибири, где проживает несколько тысяч человек, исследования российских экопоселений на Северо-Западном Кавказе и в Горном Алтае.
«Альтернативные поселения в мире появились в 1960-е годы, в период нарастающего социально-экологического кризиса, как реакция на негуманную и экологически неустойчивую систему взаимоотношений в
современном обществе. Альтернативные поселения вообще могут объединять жителей на основе религиозной или любой другой идеи, а в экопоселении всегда присутствует экологическая идея. По словам одного из пионеров этого движения Роберта Гилмана, экопоселения вырастают из потребностей и возможностей, вызванных новыми экологическими ограничениями, техникой и технологией, новым сознанием …» — пишет Иван Кулясов в одной из своих статей, и продолжает чуть далее — «Первые российские экопоселения возникли в конце 1980-х – начале 1990-х годов, когда господствовавшая прежде коммунистическая идеология сменилась плюрализмом мнений и идей, в море которых инициаторы создания экопоселений пытались найти новую объединяющую концепцию, руководствуясь идеями энвайронментализма и экологической этики. Экопоселенцы сразу же столкнулись с тремя основными проблемами: невозможностью самообеспечения и поддержания комфортного уровня жизни, получения образования и других услуг, установления добрососедских отношений с коренными сельскими жителями».
современном обществе. Альтернативные поселения вообще могут объединять жителей на основе религиозной или любой другой идеи, а в экопоселении всегда присутствует экологическая идея. По словам одного из пионеров этого движения Роберта Гилмана, экопоселения вырастают из потребностей и возможностей, вызванных новыми экологическими ограничениями, техникой и технологией, новым сознанием …» — пишет Иван Кулясов в одной из своих статей, и продолжает чуть далее — «Первые российские экопоселения возникли в конце 1980-х – начале 1990-х годов, когда господствовавшая прежде коммунистическая идеология сменилась плюрализмом мнений и идей, в море которых инициаторы создания экопоселений пытались найти новую объединяющую концепцию, руководствуясь идеями энвайронментализма и экологической этики. Экопоселенцы сразу же столкнулись с тремя основными проблемами: невозможностью самообеспечения и поддержания комфортного уровня жизни, получения образования и других услуг, установления добрососедских отношений с коренными сельскими жителями».
первая волна российских экопоселений
«Первая волна» российских экопоселений состояла из отдельных проектов, общин, собиравшихся вокруг уверенных лидеров и вдохновляющих идей. Часть проектов поддерживалось западными экологическими движениями, другие справлялись своими силами. Многие проекты не выдержали внешних, бытовых и экономических, и внутренних, групповых и психологических, трудностей, и распались. Создание устойчивой коммуны или общины стало для российских поселенцев постсоветского времени задачей более трудной, чем для экопоселеницев Европы и США. Но был сделан первый шаг, получен большой опыт, и часть проектов, пережив все перипетии, добились устойчивости, развились и успешно существуют до сегодняшнего дня. Самые известные из них: Китеж (Калужская обл., начало строительства 1992), Гришино (Ленинградская область, 1993), Нево-эковиль(Карелия, 1993), Тиберкуль (Красноярский край, 1994).
Детская община «Китеж» была создана педагогом-новатором Дмитрием Морозовым, журналистом радио «Маяк», вдохновлённым идеями «Живой Этики» Николая и Елены Рерихов. Люди, переехавшие в «Китеж»,
принимают в свои семьи детей-сирот из детских домов и совместными усилиями заботятся об их быте, всестороннем образовании, занимаются творчеством и развитием, устраивают театры, праздники, ролевые игры. Под руководством Морозова, используя педагогические находки современности, обращаясь и к традициям, и к классике искусства и культуры, жители «Китежа» создали собственный подход к развитию
приёмных детей и отношение к ним. В 2004 году с участием детей, выросших в «Китеже», было создано второе подобное поселение «Орион», куда приехали новые молодые люди, чтобы принять в свою семью детей, лишённых родительского тепла. Воспитывать приёмного ребёнка — это профессия, как считают здесь. Каждый родитель здесь не просто мама и папа, а — участник педагогического процесса.
принимают в свои семьи детей-сирот из детских домов и совместными усилиями заботятся об их быте, всестороннем образовании, занимаются творчеством и развитием, устраивают театры, праздники, ролевые игры. Под руководством Морозова, используя педагогические находки современности, обращаясь и к традициям, и к классике искусства и культуры, жители «Китежа» создали собственный подход к развитию
приёмных детей и отношение к ним. В 2004 году с участием детей, выросших в «Китеже», было создано второе подобное поселение «Орион», куда приехали новые молодые люди, чтобы принять в свою семью детей, лишённых родительского тепла. Воспитывать приёмного ребёнка — это профессия, как считают здесь. Каждый родитель здесь не просто мама и папа, а — участник педагогического процесса.
Гришино и Нево-эковиль — экологические поселения Северо-запада России — изначально были ориентированы на экологию, устойчивость и гармонию в отношениях человека и природы. Поселение Гришино, появившись как общинный проект, постепенно превратилось в содружество экономически самостоятельных семей. Поселенцы осваивают пермакультуру народные ремёсла, проводят семинары и фестивали на темы экологии, традиционных этнических культур, занимаются эко-туризмом и межкультурным обменом, участвуют в охране природы и культурного наследия окрестных территорий.
Жители Нево-эковиля занимаются зодчеством, строительством и архитектурой, выращивают саженцы, стараясь самостоятельно обеспечивать свою жизнь и развитие. Единой господствующей идеологии здесь нет, но на мировоззрение этой экодеревни повлияли идеи «Живой Этики» Николая и Елены Рерихов и Льва Толстого, выдвигающие на первый план вопросы отношения человека и природы, микрокосма человека и космоса вселенной, соответствие бытовой практики и повседневной жизни общим этическим и духовным законам. В 2005 году Гришино, Нево-эковиль и Большой камень стали первыми участниками Российской сети экопоселений, которая вступила в Европейскую сеть экопоселений.
Жители Нево-эковиля занимаются зодчеством, строительством и архитектурой, выращивают саженцы, стараясь самостоятельно обеспечивать свою жизнь и развитие. Единой господствующей идеологии здесь нет, но на мировоззрение этой экодеревни повлияли идеи «Живой Этики» Николая и Елены Рерихов и Льва Толстого, выдвигающие на первый план вопросы отношения человека и природы, микрокосма человека и космоса вселенной, соответствие бытовой практики и повседневной жизни общим этическим и духовным законам. В 2005 году Гришино, Нево-эковиль и Большой камень стали первыми участниками Российской сети экопоселений, которая вступила в Европейскую сеть экопоселений.
Мегаэкопоселение Тиберкуль было создано в Южной Сибири последователями Виссариона, основавшего в 1991 году церковь Последнего Завета. Тысячи людей живут в деревнях вокруг озера Тиберкуль. Основными ценностями являются: вера, община, Учитель, ненасилие, жизнь в гармонии с природой, самообеспечение на основе экотехнологий. Жизнь в этом экопоселении основана на заповедях, данных Виссарионом в Последнем Завете.
Следующая волна экопоселений в России началась в 2000-х годах, и стала гораздо более массовой.
новая волна
«Вторая волна» создания российских экологических и альтернативных поселений связана с появлением в 1996 году книги «Анастасия» и движения «Звенящие Кедры России». Это движение религиоведы считают
частью New Age и причисляют к Новым Религиозным Движениям, а, точнее, к «Религиям аудитории». Всё движение состоит из аудитории читателей книг Владимира Мегре серии «Звенящие Кедры России», в этих книгах можно найти следы практически всех популярных и направлений идей New Age и не только: теософия, реинкарнация, экстрасенсорика, необыкновенные дети, Шамбала, осознанные сновидения, интегральная йога, неоязычество, вегетарианство и сыроедение, альтернативная история древнего мира и многое другое. При этом книги написаны настолько простым («примитивным», как говорят критики движения) языком, и являются скорее не философско-мистическими трактатом, а занимательной историей знакомства автора с загадочной сибирской отшельницей Анастасией, живущей в таёжном лесу, не заботящейся об одежде и пропитании, и её мировоззрением. Простота и занимательность сделали книги Мегре доступными для большого количества простых людей и произвели неизгладимое впечатление на читателей, быстро распространившись на территории стран СНГ. В серии есть любовные истории и приключения, диалоги и размышления, волшебные события и раскрытие всемирных заговоров, обращения к читателем, к политикам и к президентам.
В книге «Сотворение» появилась центральная идея движения: каждый человек, каждая семья, чтобы достичь вечного счастья и духовного развития, могут взять гектар земли и, не используя химикаты и искусственные удобрения, превратить его в цветущий сад, создать своё Родовое Поместье, где люди, животные и растения живут в полной гармонии друг с другом как в первозданном раю. Вместе люди смогут превратить в цветущий сад всю Россию, а затем и другие страны. Расположенные по соседству Родовые Поместья образуют экопоселения, в центре которых предполагается создание новых школ с совершенно другим подходом к детям (так, в этих школах подчас дети учат взрослых, а не наоборот), клубов, домов творчества и общей инфраструктуры. При этом в поселении не предполагаются заборы, вместо них — живые изгороди из кустов и деревьев, не предполагается родильные дома — предполагается, что каждая мать будет счастлива, если зачатие, вынашивание и рождение ребёнка произойдёт в одном месте — в своём Родовом Поместье. Считается, что внутри Родового Поместья, где всё создано с любовью своими руками, создаётся особое «пространство любви», где каждая веточка и каждая травинка относится к матери и к ребёнку с любовью, где организм мамы знает свойства каждого яблока и каждой ягоды, и сможет с точностью определить, что и когда необходимо скушать. Зачатию, вынашиванию и рождению ребёнка именно в таком пространстве в присутствии отца придаётся большое значение, так как именно таким образом родители смогут сотворить полноценного человека, человека-творца. Предполагается, что каждое поместье сможет обеспечивать себя пищей и всем необходимым, имея источник воды, много лесных деревьев, образуя самовосстанавливающуюся экосистему с гармоничным присутствием в ней человека. При этом не предполагается весь день проводить на грядках, обливаясь потом, а, используя безвспашное земледелие и органические принципы пермакультуры, иметь огромное количество свободного времени для общения, воспитания детей, размышления и творчества, а излишки продукции, лекарственные травы и растения поставлять в магазины экологически чистых продуктов. Создание множества таких Родовых Поместий и экопоселений, как сказано в книгах, перенесёт человечество «через отрезок времени тёмных сил» и откроет для человека прекрасное будущее, новые психические и духовные способности, а, в перспективе, возможность освоения других звёзд и планет. Такая светлая и радостная картина (сказочная и утопическая, как говорят некоторые) привлекла сотни тысяч читателей книг, и в начале 2000-х годов сотни, а затем уже и тысячи людей устремились на землю — строительство поселений приняло характер массового движения.
сотни поселенийhttp://gen-russia.ru/?p=88частью New Age и причисляют к Новым Религиозным Движениям, а, точнее, к «Религиям аудитории». Всё движение состоит из аудитории читателей книг Владимира Мегре серии «Звенящие Кедры России», в этих книгах можно найти следы практически всех популярных и направлений идей New Age и не только: теософия, реинкарнация, экстрасенсорика, необыкновенные дети, Шамбала, осознанные сновидения, интегральная йога, неоязычество, вегетарианство и сыроедение, альтернативная история древнего мира и многое другое. При этом книги написаны настолько простым («примитивным», как говорят критики движения) языком, и являются скорее не философско-мистическими трактатом, а занимательной историей знакомства автора с загадочной сибирской отшельницей Анастасией, живущей в таёжном лесу, не заботящейся об одежде и пропитании, и её мировоззрением. Простота и занимательность сделали книги Мегре доступными для большого количества простых людей и произвели неизгладимое впечатление на читателей, быстро распространившись на территории стран СНГ. В серии есть любовные истории и приключения, диалоги и размышления, волшебные события и раскрытие всемирных заговоров, обращения к читателем, к политикам и к президентам.
В книге «Сотворение» появилась центральная идея движения: каждый человек, каждая семья, чтобы достичь вечного счастья и духовного развития, могут взять гектар земли и, не используя химикаты и искусственные удобрения, превратить его в цветущий сад, создать своё Родовое Поместье, где люди, животные и растения живут в полной гармонии друг с другом как в первозданном раю. Вместе люди смогут превратить в цветущий сад всю Россию, а затем и другие страны. Расположенные по соседству Родовые Поместья образуют экопоселения, в центре которых предполагается создание новых школ с совершенно другим подходом к детям (так, в этих школах подчас дети учат взрослых, а не наоборот), клубов, домов творчества и общей инфраструктуры. При этом в поселении не предполагаются заборы, вместо них — живые изгороди из кустов и деревьев, не предполагается родильные дома — предполагается, что каждая мать будет счастлива, если зачатие, вынашивание и рождение ребёнка произойдёт в одном месте — в своём Родовом Поместье. Считается, что внутри Родового Поместья, где всё создано с любовью своими руками, создаётся особое «пространство любви», где каждая веточка и каждая травинка относится к матери и к ребёнку с любовью, где организм мамы знает свойства каждого яблока и каждой ягоды, и сможет с точностью определить, что и когда необходимо скушать. Зачатию, вынашиванию и рождению ребёнка именно в таком пространстве в присутствии отца придаётся большое значение, так как именно таким образом родители смогут сотворить полноценного человека, человека-творца. Предполагается, что каждое поместье сможет обеспечивать себя пищей и всем необходимым, имея источник воды, много лесных деревьев, образуя самовосстанавливающуюся экосистему с гармоничным присутствием в ней человека. При этом не предполагается весь день проводить на грядках, обливаясь потом, а, используя безвспашное земледелие и органические принципы пермакультуры, иметь огромное количество свободного времени для общения, воспитания детей, размышления и творчества, а излишки продукции, лекарственные травы и растения поставлять в магазины экологически чистых продуктов. Создание множества таких Родовых Поместий и экопоселений, как сказано в книгах, перенесёт человечество «через отрезок времени тёмных сил» и откроет для человека прекрасное будущее, новые психические и духовные способности, а, в перспективе, возможность освоения других звёзд и планет. Такая светлая и радостная картина (сказочная и утопическая, как говорят некоторые) привлекла сотни тысяч читателей книг, и в начале 2000-х годов сотни, а затем уже и тысячи людей устремились на землю — строительство поселений приняло характер массового движения.
Продолжение следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий